Редакция
от 3 сен 2016
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н
_____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2016
года № 422н
_____________________________________________________________________
В
соответствии с пунктом
22
1.
Утвердить прилагаемый профессиональный
стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)".
________________________
Примечание изготовителя базы данных:пункт 2 применяется с 1 января 2017 года
(Приказ
Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н).
2.
Установить, что профессиональный
стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и
в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников,
заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении
систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А. Топилин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 декабря 2013 года
регистрационный № 30550
|
1 |
|
|
Регистрационный номер |
|
Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование |
|
01.001 |
(наименование вида
профессиональной деятельности) |
|
Код |
Основная
цель вида профессиональной деятельности:
Оказание
образовательных услуг по основным общеобразовательным программам
образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) |
Группа
занятий:
2320 |
Преподаватели
в средней школе |
3320 |
Персонал
дошкольного воспитания и образования |
2340 |
Преподаватели
в системе специального образования |
3330 |
Преподавательский
персонал специального обучения |
3310 |
Преподавательский
персонал начального образования |
|
|
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение
к видам экономической деятельности:
80.10.1. |
Услуги
в области дошкольного и начального общего образования |
80.21.1. |
Услуги
в области основного общего и среднего (полного) общего образования |
(код КВЭД *(2)) |
(наименование вида
экономической деятельности) |
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень)
квалификации |
А |
Педагогическая
деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в
образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования |
6 |
Общепедагогическая
функция. Обучение |
А/01.6 |
6 |
Воспитательная
деятельность |
А/02.6 |
6 |
|||
Развивающая
деятельность |
А/03.6 |
6 |
|||
В |
Педагогическая
деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных
программ |
5-6 |
Педагогическая
деятельность по реализации программ дошкольного образования |
В/01.5 |
5 |
Педагогическая
деятельность по реализации программ начального общего образования |
В/02.6 |
6 |
|||
Педагогическая
деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования |
В/03.6 |
6 |
|||
Модуль
"Предметное обучение. Математика" |
В/04.6 |
6 |
|||
Модуль
"Предметное обучение. Русский язык" |
В/05.6 |
6 |
3.1.
Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Педагогическая
деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в
образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования |
Код |
А |
Уровень
квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер |
Возможные
наименования должностей |
Учитель, Воспитатель |
|
|
Требования
к образованию и обучению |
Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в
рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования «Образование и
педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету,
либо высшее образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательной организации; Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации |
Требования
к опыту практической работы |
Требования
к опыту практической работы не предъявляются |
Особые
условия допуска к работе |
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права
заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых
установлены законодательством Российской Федерации; признанные
недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
Дополнительные
характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой
группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели
в средней школе |
2340 |
Преподаватели
в системе специального образования |
|
3310 |
Преподавательский
персонал начального образования |
|
3320 |
Персонал
дошкольного воспитания и образования |
|
3330 |
Преподавательский
персонал специального обучения |
|
ЕКС *(3) |
|
Учитель Воспитатель |
ОКСО *(4) |
050000 |
Образование
и педагогика |
3.1.1.
Трудовая функция
Наименование |
Общепедагогическая
функция. Обучение |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые
действия |
Разработка
и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной
программы |
Осуществление
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования |
|
Участие
в разработке и реализации программы развития образовательной организации в
целях создания безопасной и комфортной образовательной среды |
|
Планирование
и проведение учебных занятий |
|
Систематический
анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению |
|
Организация,
осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых
результатов освоения основной образовательной программы обучающимися |
|
Формирование
универсальных учебных действий |
|
Формирование
навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее -
ИКТ) |
|
Формирование
мотивации к обучению |
|
Объективная
оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в
соответствии с реальными учебными возможностями детей |
|
Необходимые
умения |
Владеть
формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий:
проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
Объективно
оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля
в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
|
Разрабатывать
(осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии,
основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и
виртуальной среде |
|
Использовать
и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями
в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся,
для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья |
|
Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) |
|
Организовывать
различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую,
художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей
образовательной организации, места жительства и историко-культурного
своеобразия региона |
|
Необходимые
знания |
Преподаваемый
предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных
стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в
мировой культуре и науке |
История,
теория, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
|
Основные
закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация
личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их
возможные девиации, а также основы их психодиагностики |
|
Основы
психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях |
|
Пути
достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения |
|
Основы
методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и
приемы современных педагогических технологий |
|
Рабочая
программа и методика обучения по данному предмету |
|
Приоритетные
направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и
иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную
деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам
обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового
законодательства |
|
Нормативные
документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи |
|
Конвенция о правах ребенка |
|
Трудовое
законодательство |
|
Другие
характеристики |
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.1.2.
Трудовая функция
Наименование |
Воспитательная
деятельность |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
оригинала |
из |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые
действия |
Регулирование
поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
Реализация
современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы,
используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности |
|
Постановка
воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их
способностей и характера |
|
Определение
и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации |
|
Проектирование
и реализация воспитательных программ |
|
Реализация
воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной,
игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) |
|
Проектирование
ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) |
|
Помощь
и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления |
|
Создание,
поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации |
|
Развитие
у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к
труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни |
|
Формирование
толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде |
|
Использование
конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей)
обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
|
Необходимые
умения |
Строить
воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей |
Общаться
с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их |
|
Создавать
в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные
детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей)
и педагогических работников |
|
Управлять
учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность |
|
Анализировать
реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе
деловую, дружелюбную атмосферу |
|
Защищать
достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных условиях |
|
Находить
ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися |
|
Владеть
методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
|
Сотрудничать
с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении
воспитательных задач |
|
Необходимые
знания |
Основы
законодательствао правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования |
История,
теория, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни
личности и общества |
|
Основы
психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях |
|
Основные
закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации
личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их
возможные девиации, приемы их диагностики |
|
Научное
представление о результатах образования, путях их достижения и способах
оценки |
|
Основы
методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных педагогических технологий |
|
Нормативные
правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и
проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации
(экскурсий, походов и экспедиций) |
|
Другие
характеристики |
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.1.3.
Трудовая функция
Наименование |
Развивающая
деятельность |
Код |
А/03.6 |
Уровень |
6 |
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
оригинала |
из |
Код оригинала |
Регистрационный номер |
Трудовые
действия |
Выявление
в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с
особенностями их развития |
Оценка
параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной
образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм
насилия в школе |
|
Применение
инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики
развития ребенка |
|
Освоение
и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных),
необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся:
одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями
поведения, дети с зависимостью |
|
Оказание
адресной помощи обучающимся |
|
Взаимодействие
с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
|
Разработка
(совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями
(законными представителями) программ индивидуального развития ребенка |
|
Освоение
и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих
проводить коррекционно-развивающую работу |
|
Развитие
у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к
труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни |
|
Формирование
и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и
ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной
реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных
образцов поликультурного общения |
|
Формирование
системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
|
Необходимые
умения |
Владеть
профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости
от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья |
Использовать
в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и развивающий |
|
Осуществлять
(совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое
сопровождение основных общеобразовательных программ |
|
Понимать
документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) |
|
Составить
(совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую
характеристику (портрет) личности обучающегося |
|
Разрабатывать
и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные
программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы
с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
|
Владеть
стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей обучающихся |
|
Оценивать
образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и
метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг
личностных характеристик |
|
Формировать
детско-взрослые сообщества |
|
Необходимые
знания |
Педагогические
закономерности организации образовательного процесса |
Законы
развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития |
|
Теория
и технологии учета возрастных особенностей обучающихся |
|
Закономерности
формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических
особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ |
|
Основные
закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с
родительской общественностью |
|
Основы
психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей |
|
Социально-психологические
особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ |
|
Другие
характеристики |
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.
Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Педагогическая
деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных
программ |
Код |
В |
Уровень
квалификации |
5-6 |
Происхождение
обобщенной трудовой функции |
Оригинал
X |
Заимствовано
из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные
наименования должностей |
Учитель, Воспитатель |
|
|
Требования
к образованию и обучению |
Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в
рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования «Образование и
педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету,
либо высшее образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательной организации; Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации |
Требования
к опыту практической работы |
Требования
к опыту практической работы не предъявляются |
Особые
условия допуска к работе |
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых
установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
Дополнительные
характеристики
Наименование
документа |
Код |
Наименование
базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели
в средней школе |
2340 |
Преподаватели
в системе специального образования |
|
3310 |
Преподавательский
персонал начального образования |
|
3320 |
Персонал
дошкольного воспитания и образования |
|
3330 |
Преподавательский
персонал специального обучения |
|
- |
Учитель Воспитатель |
|
050000 |
Образование
и педагогика |
3.2.1.
Трудовая функция
Наименование |
Педагогическая
деятельность по реализации программ дошкольного образования |
Код |
В/01.5 |
Уровень
(подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые
действия |
Участие
в разработке основной общеобразовательной программы образовательной
организации в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования |
Участие
в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды
образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей,
поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в
образовательной организации |
|
Планирование
и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного
возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и основными образовательными программами |
|
Организация
и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной
программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или
дошкольного возраста |
|
Участие
в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом
и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста |
|
Реализация
педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и
др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также
с детьми с особыми образовательными потребностями |
|
Развитие
профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных
задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей
возрастных и индивидуальных особенностей их развития |
|
Формирование
психологической готовности к школьному обучению |
|
Создание
позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных
отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным
национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с
различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья |
|
Организация
видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте:
предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с
правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для
развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и
пространства |
|
Организация
конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание
условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов |
|
Активное
использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности |
|
Организация
образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым
ребенком с учетом его особых образовательных потребностей |
|
Необходимые
умения |
Организовывать
виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная,
познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития
свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства |
Применять
методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и
дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации |
|
Использовать
методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить
результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности
у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих
уровнях обучения |
|
Владеть
всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской) |
|
Выстраивать
партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей
раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач,
использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения |
|
Владеть
ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования,
реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного
возраста |
|
Необходимые
знания |
Специфика
дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и
дошкольного возраста |
Основные
психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный;
основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного
воспитания |
|
Общие
закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте |
|
Особенности
становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте |
|
Основы
теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и
дошкольного возраста |
|
Современные
тенденции развития дошкольного образования |
|
Другие
характеристики |
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.2.
Трудовая функция
Наименование |
Педагогическая
деятельность по реализации программ начального общего образования |
Код |
В/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые
действия |
Проектирование
образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной
ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от
игровой к учебной |
Формирование
у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в
начальной школе |
|
Формирование
метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий
до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного
общего образования |
|
Объективная
оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности
индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а
также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек |
|
Организация
учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития
первоклассника |
|
Корректировка
учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов
с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего
школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий
дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития
мальчиков и девочек |
|
Проведение
в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом)
мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к
учебно-воспитательному процессу в основной школе |
|
Необходимые
умения |
Реагировать
на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними
серьезные личные проблемы |
Ставить
различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических,
учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой
форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей
младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной
составляющей их содержания |
|
Во
взаимодействии с родителями (законными представителями), другими
педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать
индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с
задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных,
метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего
образования |
|
Необходимые
знания |
Основные
и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания
и развития детей младшего школьного возрастов |
Федеральные
государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных
образовательных программ |
|
Дидактические
основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных
технологий |
|
Существо
заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач
обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе,
человеке, технологиях |
|
Особенности
региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная
программа начального общего образования |
|
Другие
характеристики |
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.3.
Трудовая функция
Наименование |
Педагогическая
деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования |
Код |
В/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые
действия |
Формирование
общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира |
Определение
на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или
ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития |
|
Определение
совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками
образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и
т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при
необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной
программы развития обучающихся |
|
Планирование
специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или
отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми
образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и
модификация планирования |
|
Применение
специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного),
программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного
общения |
|
Совместное
с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов
перевода, произношения |
|
Организация
олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе
и др. |
|
Необходимые
умения |
Применять
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы |
Проводить
учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и
психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также
современных информационных технологий и методик обучения |
|
Планировать
и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной
программой |
|
Разрабатывать
рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных
общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение |
|
Организовать
самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую |
|
Разрабатывать
и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету
(курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события
современности |
|
Осуществлять
контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе |
|
Использовать
современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных
технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного
журнала и дневников обучающихся) |
|
Использовать
разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по
индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и
среднего общего образования |
|
Владеть
основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием |
|
Владеть
методами убеждения, аргументации своей позиции |
|
Устанавливать
контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными
представителями), другими педагогическими и иными работниками |
|
Владеть
технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения |
|
Необходимые
знания |
Основы
общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических,
научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика,
психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания
предмета) |
Программы
и учебники по преподаваемому предмету |
|
Теория
и методы управления образовательными системами, методика учебной и
воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных
кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические
возможности |
|
Современные
педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
|
Методы
и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения |
|
Основы
экологии, экономики, социологии |
|
Правила
внутреннего распорядка |
|
Правила
по охране труда и требования к безопасности образовательной среды |
|
Другие
характеристики |
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.4.
Трудовая функция
Наименование |
Модуль
"Предметное обучение. Математика" |
Код |
В/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
оригинала |
из |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые
действия |
Формирование
способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на
использование этой способности, на ее ценность |
Формирование
способности к постижению основ математических моделей реального объекта или
процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и
процессов, определения или предсказания их свойств |
|
Формирование
конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики |
|
Формирование
внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая
пространственный образ) |
|
Формирование
у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить
опровергающий пример |
|
Формирование
у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные
варианты объектов и действий |
|
Формирование
у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в
частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать
возможный результат моделирования (например - вычисления) |
|
Формирование
материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию
математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы
современной педагогики |
|
Формирование
у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных
технологий в решении задачи там, где это эффективно |
|
Формирование
способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально
новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам |
|
Сотрудничество
с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др. |
|
Развитие
инициативы обучающихся по использованию математики |
|
Профессиональное
использование элементов информационной образовательной среды с учетом
возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в
конкретной образовательной организации |
|
Использование
в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов
дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном
использовании этих ресурсов |
|
Содействие
в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах,
исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и
ученических конференциях |
|
Формирование
и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям
математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков,
факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них
обучающихся |
|
Предоставление
информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения
математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с
применением дистанционных образовательных технологий |
|
Консультирование
обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания
математики |
|
Содействие
формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности,
в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения
и нового понимания |
|
Выявление
совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных |
|
Формирование
позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным
достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения |
|
Формирование
представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от
избранной профессии или специальности |
|
Ведение
диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи,
выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения |
|
Необходимые
умения |
Совместно
с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в
математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся |
Анализировать
предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его
правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь
обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание
помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения |
|
Формировать
у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и
математического доказательства, предотвращать формирование модели
поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания
смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи |
|
Решать
задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том
числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи
олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады) |
|
Совместно
с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста,
его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации |
|
Совместно
с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно
применить математический аппарат и математические инструменты (например,
динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций,
описанных текстом |
|
Совместно
с обучающимися создавать и использовать наглядные представления
математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и
классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные
модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера) |
|
Организовывать
исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в
частных и общем случаях |
|
Проводить
различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в
частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др. |
|
Поддерживать
баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой,
исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося,
характера осваиваемого материала |
|
Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений - численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика) |
|
Квалифицированно
набирать математический текст |
|
Использовать
информационные источники, следить за последними открытиями в области
математики и знакомить с ними обучающихся |
|
Обеспечивать
помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса
математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных
консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль
выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи
других педагогических работников, в частности тьюторов |
|
Обеспечивать
коммуникативную и учебную "включенности" всех учащихся в
образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания,
основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения) |
|
Работать
с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике
математической культуры |
|
Необходимые
знания |
Основы
математической теории и перспективных направлений развития современной
математики |
Представление
о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся
математических элементов этих приложений |
|
Теория
и методика преподавания математики |
|
Специальные
подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых
русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и
ближайшем окружении |
|
Другие
характеристики |
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
3.2.5.
Трудовая функция
Наименование |
Модуль
"Предметное обучение. Русский язык" |
Код |
В/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение
трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано
из оригинала |
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые
действия |
Обучение
методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация,
трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для
анализирующего информации |
Осуществление
совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности
и реакции на них социума, формирование у обучающихся "чувства
меняющегося языка" |
|
Использование
совместно с обучающимися источников языковой информации для решения
практических или познавательных задач, в частности, этимологической
информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так
называемого "бытового" подхода ("народной лингвистики") |
|
Формирование
культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по
проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций |
|
Организация
публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных
конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции |
|
Формирование
установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том
числе в гипермедиа-формате |
|
Стимулирование
сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии
семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые
языковые и изобразительные средства |
|
Обсуждение
с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы,
журналистики, рекламы и т.п. |
|
Поощрение
индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся |
|
Поощрение
участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими
анимационных и других видеопродуктов |
|
Моделирование
видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность
является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных
обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной
постановки или видеофильма и т.д.) |
|
Формирование
у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм
современного литературного русского языка |
|
Формирование
у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования,
сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав |
|
Необходимые
умения |
Владеть
методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному |
Использовать
специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными
возможностями здоровья |
|
Вести
постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию
речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы |
|
Проявлять
позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим
культурно-исторические особенности развития региона |
|
Проявлять
позитивное отношение к родным языкам обучающихся |
|
Давать
этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни:
интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики |
|
Поощрять
формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в
коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека |
|
Необходимые
знания |
Основы
лингвистической теории и перспективных направлений развития современной
лингвистики |
Представление
о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся
лингвистических элементов этих приложений |
|
Теория
и методика преподавания русского языка |
|
Контекстная
языковая норма |
|
Стандартное
общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды |
|
Другие
характеристики |
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
4.1.
Ответственная организация - разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы "Московский
городской психолого-педагогический университет" Ректор Рубцов Виталий Владимирович |
4.2.
Наименования организаций - разработчиков
1 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 109 |
_____________________________
*(1)
Общероссийский классификаторзанятий.
*(2)
Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности.
*(3)
Приказ
Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
*(4)
Общероссийский
классификатор специальностей по образованию.
© Материал из Справочной системы
«Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 08.12.2017